Торговлей на Руси занимались издавна. Сохранились материальные свидетельства торговых контактов праславян с античным греко-римским миром. С появлением имущественной и социальной дифференциации, общественного разделения труда, потребности в обмене на импортные предметы роскоши излишков богатств, накапливавшихся племенной верхушкой на рубеже 8 — 9 вв., восточные славяне подключились к международной транзитной торговле пушниной, рабами и серебром. В 9 — 10 вв. в военно-дружинной среде (см. Дружина) постепенно формировалось купечество, окончательно выделившееся в самостоятельную профессиональную и социальную группу в следующем столетии.
На внутренний обмен, получивший более широкий размах с 11 в., влияли естественно-географические условия восточнославянских земель, формирование феодальных отношений и городов как центров ремесла и торговли, совершенствование ремесленного производства. Внутренняя торговля («купля») была отчасти связана с внешней («гостьбой») по составу участников, ассортименту товаров, кругу потребителей, хотя она считалась менее прибыльной. Торговыми операциями в домонголь-ской Руси наряду с купцами-профессионалами занимались княжеские и боярские слуги по поручению своих хозяев, городские и сельские ремесленники, крестьяне, монахи, священники. Торг (торжище, торговище) являлся экономическим и общественным центром древнего русского города, где собиралось вече, объявлялись решения властей, нанималась рабочая сила. В Киеве в начале 11 в. было восемь рынков, хотя летописи упоминают лишь два: Торговище на Подоле и Бабин Торжок на Горе. Крупнейший торг со специализированными рядами находился на Торговой стороне Новгорода. Там обычно располагались купеческие храмы, в которых хранились эталоны мер веса, длины, объема. В Новгороде с 12 в. были еще Готский и Немецкий торговые дворы. Колонии иноземных купцов имелись и в других городах — Киеве, Смоленске, Владимире-Волынском.
В 11 — 13 вв. на Руси получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продуктами сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме «товар на товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар — деньги — товар»), в том числе кредит и предоплата за товары. Наряду с металлическими монетами и слитками серебра имели хождение и специфические деньги-товары: связки пушнины, бусы из полудрагоценных камней, южные раковины-каури и др. Различные торговые пошлины (мыто, гостиная дань, осминичье и др.) взимались в пользу князя, обычно передававшего десятую часть этих доходов церкви. По ряду международных торговых соглашений (например, договору Смоленска с Ригой и Готландом в 1229 г.) допускался беспошлинный провоз товаров. Со второй половины 10 в. сложились две денежно-весовые системы: южнорусская (на основе византийской литры) и северорусская (на базе скандинавской марки). Постепенно сформировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки. Сбыт продукции сельских ремесленников ограничивался небольшим районом (не более 10 — 15 км, городских мастеров — 50 — 100 км). Но некоторые качественные ремесленные изделия, изготовленные, например, в Киеве, продавались далеко за пределами Руси. В 11 — 13 вв. образовались четыре крупнейших межобластных рынка:
Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск и др.);
Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.);
Южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль-Южнорусский и др.);
Юго-Западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль и др.).
Они отличались источниками поступления товаров и ценами на них. Важнейшими статьями межобластной торговли являлись хлеб и соль, цены на них значительно колебались, особенно в неурожайные годы и период торговых блокад во время междоусобиц.
Новгородский торг. Картина художника А. М- Васнецова. Новгород был крупным торговым центром, он располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». У причалов на р. Волхов теснилось множество речных и морских судов. Торг находился напротив Кремля, на площади у храма Иоанна Предтечи на Опоках, здесь же была главная купеческая корпорация «Ивав-ское сто».
Внутренняя торговля была более тесно, чем внешняя, связана с сельским хозяйством и ремеслом и стимулировала их развитие. Княжеская власть осуществляла постоянный контроль за торговлей, занимаясь ее регулированием и извлекая от нее значительные доходы. Рост торгового обмена внутри страны благотворно влиял на развитие системы водных и сухопутных коммуникаций, способствовал укреплению связей между отдаленными районами Северной и Южной Руси, формированию восточнославянской народности, а позднее на ее основе — трех близких народов — русского, украинского и белорусского. Впоследствии, в 17 — 18 вв., возникновение всероссийского экономического рынка сыграло важную роль в процессе создания и консолидации великорусской нации.
Монгольское нашествие, причинившее колоссальный ущерб Руси, не смогло, однако, нарушить ее традиционные торговые связи со странами Запада и Востока. С монголами появилась и новая форма торговой пошлины — тамга («пятно», «тавро»), от ее названия ведут свое начало такие слова, как «таможня», «таможенник». Получая большую выгоду за счет ее взимания, золотоордынские ханы поощряли развитие торговли.
С образованием Русского централизованного государства сложились более благоприятные условия для развития внутренней и внешней торговли. Ее крупным центром стала Москва, расположенная на перекрестке торговых путей. Здесь появились многочисленные лавки и гостиные дворы, специализированные торговые ряды — суконные, хлебные, овощные, мясные и др. После присоединения Казанского и Астраханского ханств Россия установила полный контроль над Волжским путем, по которому купцы добирались в Иран и другие страны Востока (см. Транспорт в феодальной России). В начале 16 в., заключив выгодные соглашения с Ганзой (торгово-политический союз северонемецких городов) и Ливонией, Василий III добился улучшения положения русских купцов на западных рынках. Однако на Балтике активная торговая деятельность России сдерживалась отсутствием у нее портов. Большое значение имело открытие морского пути из Англии через Северное и Баренцево моря в Белое море, где в конце 16 в. возникает новый торговый центр — Архангельск.
В 16 в. в России появились первые торговые ярмарки (например, в Казани, в Холопьем городке около Вологды), но широкое распространение они получили позднее, с 17 в., когда самыми крупными стали Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (на Южном Урале), Тихвинская, Свенская (у Брянска). Сезонные ярмарки возникали на перекрестках важнейших сухопутных и водных коммуникаций, у стен монастырей. Именно на них стал осуществляться регулярный обмен между областями, способствовавший образованию всероссийского экономического рынка. Положительную роль в этом длительном процессе сыграло принятие Торгового (1653) и Новоторгового (1667) уставов, защищавших интересы русского купечества, опасавшегося конкуренции с крупными иностранными коммерсантами, которые стремились добиться монопольного положения на рынках России.
Петровские реформы и последующие события 18 в. принесли немало перемен в торговлю. В результате войн с Турцией и Швецией Россия получила выход к Балтийскому и Черному морям (см. Русско-турецкие войны 17 — 19 вв., Русско-шведские войны 16 — 19 вв.). На Балтике крупнейшим портом стал Санкт-Петербург, на юге — Одесса. Россия имела тогда активный торговый баланс и вывозила за рубеж преимущественно хлеб, пушнину, полотно, пеньку, лен, лес, чугун, ввозя шелк, сукно, красители, вино, сахар, предметы роскоши. Ее главным партнером в торговле была Англия. В 18 в. возникла магазинная форма торговли, появились биржа, коммерческое училище и Купеческий банк, стала формироваться торговая буржуазия. Вопросами торговли занимались Коммерц-коллегия и Министерство торговли.
В 19 в. усилилось проникновение торгового капитала в промышленность. Наиболее предприимчивые коммерсанты (Елисеевы и другие) создали семейные фирмы, торговые дома с огромными оборотами. Наряду с крупными магазинами в городах по-прежнему работали небольшие лавки, практиковалась мелочная торговля в разнос, которой занимались офени, или коробейники. Из ярмарок наибольшую известность приобрела Нижегородская (бывшая Макарьевская), ее оборот достигал 200 млн. рублей в год. В мировом товарообороте доля России не превышала 4%.
Реформы, проведенные при Александре II, внесли много изменений в торговлю. Так, государственная монополия на продажу ряда товаров сменилась акцизными сборами. Стали широко практиковаться кредитные операции, значительно повысилась роль бирж. Начавшееся бурное железнодорожное строительство облегчало доставку товаров в отдаленные районы. Торговля постепенно приобретала более цивилизованный характер.