Крупнейший культурный, научный и промышленный центр России (с 1712 г. по март 1918 г. — столица Российской империи наряду с Москвой, юридически не утратившей столичный статус). Санкт-Петербург расположен в устье р. Невы, на территории, бывшей в период средневековья одним из крайних северо-западных рубежей сначала Новгородской феодальной республики, а позднее — Московского государства. В результате военных действий Смутного времени, по условиям невыгодного для России Столбовского мира 1617 г., земли вдоль берегов Невы и Финского залива были отданы шведам, которые основали на месте современного Санкт-Петербурга в устье р. Охты крепость Ниеншанц. В ходе Северной войны 1 мая 1703 г. русские войска овладели Ниеншанцем, а 7 мая в устье Невы была одержана первая морская победа — взяты в плен два шведских корабля с военным подкреплением, в честь чего была выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает» (см. Русско-шведские войны 16 — 19 вв.). Чтобы утвердиться на отвоеванных землях, было решено построить надежные укрепления. Петр I обследовал невские острова и выбрал о. Заячий, где 16 мая была заложена крепость, положившая начало Санкт-Петербургу (позже по названию построенного в ней собора крепость стала именоваться Петропавловской). Новый город стал носить имя Св. Петра.
Петропавловский собор.
Строительство собора началось в день церковного праздника апостолов Петра и Павла. Вначале колокольня и собор были деревянными. В 1712 г. архитектор Д. Трезини начал их перестройку {закончена в 1733 г.), после которой они стали каменными. Высота колокольни вместе со шпилем достигает 122,5 м (это до сих пор самая высокая точка Санкт-Петербурга). На конце шпиля — крест, вокруг него вращается флюгер — фигура ангела, размах крыльев которого составляет около 4 м. Петропавловский собор стал усыпальницей русских императоров.
Крепость, расположенная на окраине государства, отличалась выгодным географическим положением, так как через Балтийское море проходил прямой путь в Европу. С присоединением в ходе Северной войны к России шведских владений в Финляндии и Прибалтике Петропавловская крепость утратила значение рубежного военного укрепления, однако Петр, для которого Санкт-Петербург стал олицетворением военных побед и символом государственных преобразований — антиподом патриархальной Москвы, сделал его своей резиденцией. В Санкт-Петербург сначала перебралась семья царя, а в 1713 г. — двор и высшие правительственные учреждения, что придало ему функции административного центра и сделало самой молодой столицей Европы.
Фрагмент плана новой столицы России — Санкт-Петербурга.
В центре — Петропавловская крепость, заложенная в 1703 г.
Строительство Санкт-Петербурга с 1710-х гг. велось на основе грандиозного градостроительного замысла. Новая столица представлялась его основателю как «регулярный» город-образец, построенный по единому плану. Не случайно впоследствии тип застройки Санкт-Петербурга, его архитектура были использованы при строительстве более 200 провинциальных городов России 18 в. При возведении новой столицы в полной мере проявилась непреклонная воля Петра I, готового ради поставленной цели не считаться ни с какими издержками. Выгодное географическое положение города сочеталось с крайне неблагоприятными факторами: оторванностью от основной части империи, нездоровым климатом, загрязненностью почвенных вод, низким положением невских берегов, вызывавшим частые наводнения, скудостью окружающей местности. Непосильным трудом сначала солдат и пленных шведов, позднее собираемых по всей России команд работных людей засыпались трясины, забивались сваи, издалека переносилась сухая земля, завозился камень. В лесах прорубались просеки и строились строго «линейно» «образцовые» дома. Для того чтобы обеспечить стройку ресурсами, был издан указ, запрещающий строительство каменных зданий во всей империи, кроме новой столицы. Однако, несмотря на все усилия, торгово-промышленная жизнь города была на первых порах развита слабо: предприниматели не спешили покидать привычные места и разрывать налаженные хозяйственные связи. Многочисленными указами Петр I предписал властям старых русских городов, выбрав первостатейных купцов и ремесленников «добрых и пожиточных», выслать их с женами и детьми в Санкт-Петербург бессрочно. Нехватка гражданского населения столицы и отсутствие рабочей силы побуждали и преемников Петра в 1730 — 1750-е гг. прибегать к насильственным мерам.
Дворцовая площадь. В создании ее ансамбля принимал участие архитектор К. И. Росси. Здание Главного штаба (1819 — 1829), дугообразным изгибом своих зданий охватывающее Дворцовую площадь, архитектор превратил в триумфальное сооружение в честь победы русского оружия в кампании 1812 — 1813 гг. Огромная арка украшена убранством: колесница славы, статуи воинов, военные атрибуты в рельефах. Их выполнили В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. В центре ансамбля Дворцовой площади — Александровская колонна архитектора А. А. Монферрана.
Ценой неимоверных усилий город не только развивался, но и удивлял своим обликом, так непохожим на другие города России. Многие ансамбли Санкт-Петербурга, сложившиеся за его историю, занимают выдающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Для строительства города, ориентированного не на традиционно русскую, а на западную модель градостроения, на первых порах приглашались европейские специалисты, но позднее появились и самобытные русские архитекторы. В основе замысла плана города сказалось его военно-стратегическое значение, о чем свидетельствуют Петропавловская крепость и Адмиралтейство, ставшие символом сухопутного и морского могущества и архитектурными доминантами.
Казанский собор. Построен архитектором А. Н. Ворони-хиным в 1801 — 1811 гг. У бокового входа в собор архитектор расположил полукольцо стройной колоннады, раскрытой в сторону Невского проспекта, Казанский собор — памятник русской славы: здесь похоронен М. И. Кутузов, находятся знамена, захваченные у наполеоновской армии. Гравюра начала 19 в.
Своеобразная панорама Санкт-Петербурга складывалась на протяжении 18 — первой половины 19 в. путем синтеза самых разных архитектурных стилей. Лучшие здания раннего периода — Летний дворец Петра I (1710 — 1714), собор Петропавловской крепости (1712 — 1733), здание Двенадцати коллегий (1722 — 1734} были построены архитектором Д. Трезини, ярким представителем русского (или петровского) барокко. При преемниках Петра I Санкт-Петербург пришел в запустение: правители предпочитали жить в более благоустроенной Москве, куда на некоторое время перебрался и двор.
Обед на новоселье у А. Ф. Смирдина.
Рисунок А. Брюллова, гравюра С. Галактионова. А. Ф. Смирдин — издатель и книгопродавец. Впервые в русской печати ввел авторский гонорар. Издавал произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского и других писателей. Обед устроен по случаю перемещения библиотеки Смирдина на Невский проспект. Во главе стола — И. А. Крылов, справа от него стоит А. Ф. Смирдин, сидят Д. И. Хвостов, А. С. Пушкин.
Положение изменилось, когда при Елизавете Петровне, затем при Екатерине II был построен ряд великолепных ансамблей в стиле позднего барокко: Смольный монастырь (1748 — 1754), Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор В. В. Растрелли), Никольский морской собор (1753 — 1762, архитектор С. И. Чевакинский) и др. В конце 18 — первой половине 19 в. классицизм во многом определил нынешний облик исторического центра города. Именно в этот период появились великолепные здания Академии наук (1783 — 1789, архитектор Д. Кваренги), Академии художеств (1764 — 1788, архитектор А. Ф. Кокоринов), Казанский собор (1801 — 1811, архитектор А. Н. Ворони-хин), Биржа (1805 — 1810, архитектор Т. де Томон), Адмиралтейство (1806 — 1823, архитектор А. Д. Захаров), многие творения зодчего К. И. Росси — Александрийский театр (1816 — 1834), Михайловский дворец (1819 — 1825), Сенат и Синод (1829 — 1834), Главный штаб (1819 — 1829). Последующий этап характеризовался смешением различных архитектурных стилей, а строительный бум конца 19 — начала 20 в. оставил о себе память выстроенными в шахматном порядке маловыразительными кварталами многоэтажных домов с непременными дворами-колодцами, ставшими тем не менее для многих жителей одним из символов Санкт-Петербурга.
Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. Михайловский замок строился архитектором В. Ф. Брен-на по проекту В. И. Баженова для императора Павла I. Здесь Павел I был убит заговорщиками в марте 1801 г. Гравюра 1801 г.
Своеобразие архитектурного облика города дополняют замечательные скульптурные работы известных мастеров, расположенные на многочисленных площадях. Это памятник Петру I («Медный всадник», 1768 — 1778, скульптор Э. Фальконе при участии М. Калло, Ф. Г. Гордеева), четыре конные группы на Аничковом мосту (1830-е гг., скульптор П. К. Клодт), Александровская колонна на площади Зимнего дворца (1830 — 1834, архитектор А. А. Монферран), ростральные колонны Васильевского острова.
Санкт-Петербург окружен великолепными загородными дворцами и парками в Петергофе, Гатчине, Стрельне, Павловске, Царском Селе (ныне г. Пушкин), Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) и др. Неотъемлемым атрибутом «Северной Пальмиры» был и военный элемент. Переведенные сюда гвардейские части заняли благоустроенные казармы, возведенные лучшими архитекторами. Для них были построены полковые церкви, разбиты просторные плацы (в том числе и знаменитые Марсовы поля), на которых под звуки полковой музыки проходили частые парады. Санкт-Петербург стал культурным центром, чье значение в духовной жизни страны невозможно переоценить. Здесь был основан первый русский музей — Кунсткамера (1719), открыты Академия наук (1725), Академия художеств (1757), действовалосвыше 30 высших учебных заведений.
В одвом из залов Русского музея.
Русский музей — один из крупнейших музеев русского и современного искусства. Открыт В 1898 г. в здании МихаЙДовского дворца, построенного К. И. Росси в 1819 — 1825гг.
В Санкт-Петербурге протекала творческая деятельность замечательных русских писателей (Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В, А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского), композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева), художников (К. П. Брюллова, И. Е. Репина, И. Н. Крамского).
Большой театр.
В 1783 г. указом Екатерины II в Петербурге была создана труппа «...не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Спектакли ставились в специально для нее предназначенном Каменном (позднее — Большом) театре. В 1860 г. оперная и балетная труппы переехали в новое здание, построенное архитектором А. К. Кавосом.
Санкт-Петербург стал и крупным промышленным центром. Еще при Петре I были заложены стратегически важные предприятия — пороховские заводы на Охте. В середине 18 в. были построены казенные судостроительные и металлообрабатывающие заводы — Адмиралтейский, Ижорский, Путиловский. Всего в столице и пригородах в этот период находилось свыше 40 фабрик. Во второй половине 19 в. промышленное развитие Санкт-Петербурга ускорилось, и к 1917 г. на более чем 1000 фабрик и заводов трудилось почти 400 тыс. рабочих. Благоустроенные кварталы центра оказались окруженными расположенными за заставами рабочими предместьями. Зто обстоятельство и определило то, что городу Петра суждено было стать «колыбелью трех революций»: в 20 в. рост забастовочного движения перерастал в вооруженные столкновения, которые в 1917 г. были поддержаны войсками Петроградского гарнизона (в 1914 г. город был переименован в Петроград) и привели к падению Российской империи (см. Февральская революция 1917 г., Октябрьская революция 1917 г.).
В марте 1918г. Советское правительство переехало в Москву, в 1924 г. город был переименован в Ленинград. За годы гражданской войны и военной интервенции, последовавшей за ними хозяйственной разрухи население города сократилось почти вдвое, выпуск промышленной продукции достиг уровня 1913 г. лишь к 1929 г. Огромный урон Ленинграду был нанесен в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., когда в период 29-месячной блокады погибли 800 тыс. мирных жителей, было разрушено значительное количество промышленных предприятий, памятников истории и архитектуры. В послевоенное время город был полностью восстановлен и значительно реконструирован.
В настоящее время Санкт-Петербург (вновь переименован в 1991 г.) — крупнейший, после Москвы, по численности населения город России, важнейший центр промышленности, в первую очередь машиностроения (станкостроение, производство военной, сельскохозяйственной техники, океанских и речных судов и др.). В Санкт-Петербурге действуют десятки научно-исследовательских и высших учебных заведений, расположено множество всемирно известных центров культуры — музеи, театры, крупнейшие библиотеки и архивы.