Под самозванством историки прежде всего понимают присвоение кем-либо имени представителя царствующей династии, хотя в обыденном значении слова самозванцами, конечно, могут быть лица из самых различных социальных слоев и групп. Имена царственных особ принимали и политические авантюристы, и вожди народных движений, однако в России самозванство обретало силу в первую очередь как выражение недовольства социальных низов существующим порядком вещей в целом и общественными отношениями в особенности.
Самозванцы появились в России с начала 17 в., в Смутное время, когда социальная напряженность в стране резко обострилась из-за пресечения великокняжеской и царской династии Рюриковичей и закрепощения крестьян. Первым и самым известным самозванцем в нашей истории стал человек, которого большинство исследователей отождествляют с беглым монахом Григорием Отрепьевым.
Сын мелкого дворянина из Галича Богдана Отрепьева Юрий постригся в монахи под именем Григория, но бежал в Польшу, где вновь стал мирянином, отсюда еще одно его прозвище — Расстрига. В 1603 г. он объявил себя спасшимся от гибели в 1591 г. сыном Ивана Грозного — царевичем Дмитрием. При поддержке влиятельных кругов Речи Посполитой Лжедмитрий с польско-казацким войском в октябре 1604 г. вторгся в Россию через Черниговщину и Брянщину. Война шла с переменным успехом, пока в апреле 1605 г. не умер Борис Годунов. Часть московского боярства и русской армии перешла на сторону Лжедмитрия с целью использовать его как орудие в борьбе против Годуновых. Став царем, самозванец своими симпатиями к полякам и открытыми нарушениями русских обычаев и общепринятых норм поведения вызвал недовольство москвичей. В мае 1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы, Лжедмитрий был убит в Москве во время антипольского -восстания, инспирированного боярскими кругами во главе с В. И. Шуйским.
Весной 1606 г. среди терских казаков появился новый самозванец — Илья Горчаков, принявший имя сына царя Федора Ивановича — Петра, в реальности не существовавшего. Происходил этот «царевич» из посадских людей Мурома, был «гулящим» и «работным» человеком, а прежде чем стать терским казаком, побывал в холопах. Он не признал смерти своего мнимого «дяди» и воевал за «царя Дмитрия». В 1607 г. Лжепетр был вместе с Болотниковым осажден в Туле армией Василия Шуйского и после сдачи города повешен.
Летом 1607 г. в Стародубе объявился человек, выдававший себя за «царя Дмитрия», якобы избежавшего смерти в Москве. Вокруг него вновь собрались польские и казачьи отряды, а с подмогой из Астрахани прибыли и новые самозванцы, называвшие себя царевичами Августом, Лаврентием (Лавром) и Осиновиком. Однако Лжедмитрий II не потерпел конкуренции и казнил «родственников». В это же время среди казаков появлялись и другие «царевичи»: Клементий, Савелий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка... В период Смуты такого рода авантюристы вообще исчислялись десятками.
В мае 1608 г. Лжедмитрий II разбил войска Шуйского и летом осадил Москву, устроив лагерь в Тушино (отсюда его прозвище — Тушинский вор). Ему подчинилась значительная часть страны, но бесчинства тушинцев вскоре вызвали народные восстания, а открытая интервенция Речи Посполитой лишила Лжедмитрия II прежней поддержки поляков. В марте 1610 г. он отступил к Калуге, где в конце года был убит своей татарской охраной. В марте 1611 г. в Ивангороде появился якобы в третий раз спасшийся «царь Дмитрий» — дьякон Исидор (Сидорка), или Матюшка Веревкин, укрепившийся затем в Пскове. Весной 1613 г. Лжедмитрия III на короткий срок признали царем остатки Первого ополчения. Вскоре, однако, самозванство «псковского вора» было раскрыто, он бежал и затем бесследно исчез в Москве в польском плену. Последний представитель самозваной династии — малолетний сын Марины Мнишек Иван после разгрома атамана Заруцкого был в июне 1614 г. захвачен вместе с матерью и повешен. Его имя, однако, в дальнейшем тоже стало использоваться самозванцами.
Дмитрий Самозванец и Марина Мнишек.
Одним из самых известных самозванцев на Руси был мелкий дворянин из Галича, ставший затем монахом, Григорий Отрепьев. Он выдавал себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, убитого в Угличе. Лжедмитрий I, утвердившийся в Москве, женился на дочери сандомирского воеводы Марине Мнишек.
Спасшимся царевичем Иваном Дмитриевичем именовался в Польше шляхтич Ян Луба (Лжеивашка I), выданный после долгих переговоров в 1645 г., сознавшийся в самозванстве и помилованный. В Стамбуле за того же Ивана Дмитриевича выдавал себя в 1646 г. украинский казак из-под Полтавы Иван Вергуненок (Лжеивашка II). Но и позднее самозванцы еще не раз появлялись в соседних государствах. Вологжанин Тимофей Анкудинов, назвавшийся сыном, а затем внуком Василия Шуйского Симеоном (Лже-симеон I), искал поддержки в Турции, Швеции, у Богдана Хмельницкого, в конце концов был выдан Голштинией и в декабре 1653 г. четвертован в Москве. Такая же участь постигла в сентябре 1674 г. некоего Воробьева — выходца из Варшавы, объявившего себя в Запорожской Сечи сыном царя Алексея Михайловича Симеоном (Лжесимеон II) и отправленного казаками в Москву.
По-прежнему не обходились без самозванцев народные движения. Так, разинского атамана Максима Осипова называли царевичем Алексеем, сыном царя Алексея Михайловича. В начале 18 в. среди самозванцев стало популярным имя царевича Алексея Петровича, сына Петра I. В 1725 г. им объявляли себя солдаты Евстифей Артемьев в Астрахани и Александр Семиков на Украине. В 1732 г. нищий Тимофей Труженик под именем царевича Алексея Петровича и беглый солдат Ларион Стародубцев под именем царевича Петра Петровича организовали выступления крестьян под Тамбовом и Самарой. Под Черниговом царевичем Алексеем Петровичем назвал себя в 1738 г. работный человек Иван Миницкий.
Имя императора Петра III, свергнутого Екатериной II в 1762 г., стало удобным для новых самозванцев. Сразу несколько Лже-петров объявилось в 1764 — 1765 гг.: беглые солдаты Гаврила Кремнев в Воронежской губернии и Петр Чернышев в Изюмской провинции, армянин Антонон Асланбеков и украинец Николай Колченко. В марте — июне 1772 г. на Волге, в районе Царицына, «возмущал» народ еще один «Пётр III» — беглый крепостной крестьянин Федот Богомолов. Не обходилось и без курьезов. В 1767 — 1773 гг. Черногорией под именем русского царя Петра III правил Степан Малый, которого из-за войны с Турцией российское правительство неофициально даже поддерживало. Но в самой России искра самозванства вызвала взрыв долго копившегося недовольства. Донской казак Емельян Пугачев «открылся» в 1772 г., что он является императором Петром Федоровичем. Арестованный, но бежавший из казанской тюрьмы,, Пугачев под именем Петра III возглавил крестьянскую войну 1773 — 1775 гг. На завершающем ее этапе среди . повстанцев появился еще один «Петр III» — крестьянин Евстафьев, отряд которого занял города Инсар и Троицк.
Печать Пугачева, или, как ее называли повстанцы, большая государственная печать Петра Третьего. Предводитель самой крупной крестьянской войны 1773 — 1775 гг. донской казак Е. И. Пугачев выдавал себя за императора Петра III, свергнутого гвардией во время дворцового переворота 1762 г. и затем убитого. Маркизом называла Пугачева Екатерина II, жена Петра III.
Благодаря художественной литературе широко известна история «княжны Таракановой» — авантюристки, выдававшей себя во Франции и Италии за дочь императрицы Елизаветы — Елизавету Алексеевну. «Княжна Тараканова» намеревалась при поддержке «брата Петра III», т. е. Пугачева, заполучить российский престол, но в конце 1774 г. была заманена в Ливорно на русский корабль, арестована и доставлена в Петербург, где умерла от чахотки в декабре 1775 г. (Настоящая дочь императрицы Елизаветы и А. Г. Разумовского, постриженная в монахини, скончалась в 1810 г.)
Пугачев в клетке, выставленный на показ народу.
Яицкий казак Бмельян Пугачев, пойманный в 1774 г., привезен был в Москву в деревянной клетке и посажен на Монетном дворе... Пугачев сидел прикованный к стене за железной решеткой и показывался народу в продолжение двух месяцев до дня казни» — так было написано на доске около клетки и кандалов Пугачева. Старинная гравюра.
Еще одним представителем правящей династии, с именем которого в народе связывались надежды на «волю», был брат императора Николая I великий князь Константин Павлович. После его смерти в 1831 г. самозваный «царский брат» появился в Тамбовской губернии. За Константина Павловича выдавал себя и последний в истории России сколько-нибудь значимый политический самозванец, объявившийся в 1842 г. среди уральских казаков.
Как историческое явление самозванство могло существовать лишь при определенных условиях и в определенное время. Помимо наличия в стране острого политического и духовного кризиса, подрывающего традиционные устои и морально-этические нормы, главной предпосылкой появления самозванцев было общество, сверху донизу пронизанное монархической идеей, не подвергающее сомнению законность прав на высшую власть в государстве (царский трон) в силу лишь одного факта рождения. С безвозвратным уходом этого времени, с повышением уровня грамотности, информированности и общей культуры населения не могло не отойти в небытие и самозванство.