Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине 1 тысячелетия до н. э. Под именем «венеды» они впервые стали известны античным авторам 1 — 2 вв. н. э. — Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
Название «славяне» появляется в источниках в 6 в. н. э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов — крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине 1 тысячелетия н. э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту. Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (6 — 8 вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась актами (слово иранского либо тюркского происхождения). Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до 6 в., продолжают идти дискуссии. Наиболее вероятно, что они занимали в первой половине 1 тысячелетия н. э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: 1) на юг, на Балканский полуостров; 2) на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; 3) на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне. Восточные славяне к 8 — 9 вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке — средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения. Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» — «живущие в поле», «древляне» — «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» — от р. Буг). Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).
Серебряные фигурки 6 в. из Мартыновского клада на р. Роси.
У восточных славян к 8 — 9 вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и Десны до р. Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, — древляне, западнее древлян до Западного Буга — бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье — хорваты {часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру — тиверцы, а в Поднепровье южнее полян — уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) — радимичи, на верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях), соха (на севере). Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе — кузнечное дело. Хозяйственной ячейкой (8 — 9 вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община — вервь. Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в 6 — 8 вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать — дружину. Князья были и в более мелких общностях — племенных княжествах, входивших в союзы. С 8 в. у восточных славян распростра-, няются укрепленные поселения — «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества (см. Горой).
Религией восточных славян до конца 10 в. было язычество. Самые почитаемые из богов — Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род — плодородия, Стрибог — ветра, Ве-лес — скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре — божествами солнца, Мокошь — богиней ткачества. Их деревянные и каменные статуи воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Славяне поклонялись священным дубам и рощам. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы — волхвы.
К началу 9 в. у восточных славян началось формирование государства.