Так историки называют средневековое государство, раскинувшееся от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, от вод Студеного (Белого) моря на севере до озер в верховьях Волги на юге. Его историческое ядро составляли земли кривичей (псковско-новгород-ская группа), словен новгородских и чудских (финских) племен. Во второй половине 9 в. в ходе борьбы против завоевателей из Скандинавии эти племена образовали федерацию, позднее получившую название «Новгородская волость». В 859 г. они, согласно летописному преданию, «изгнаша варяги за море и не даша им дани, и почаша сами себе володе-ти...». Та же легенда сообщает о последовавших распрях и призвании в 862 г. на княжение скандинавского конунга (правителя) Рюрика, потомки которого силой объединили разрозненные восточнославянские племена, жившие вдоль великой водной магистрали «из варяг в греки», в единое государство Русь. Все восточные славяне стали платить дань Киеву.
В 10 — 11 вв. Новгородская земля управлялась князем, присылавшимся из Киева. Тогда же завершилось в целом формирование ее территории. Центром земли стал Новгород на р. Волхове, у истока озера Ильмень. В это время шел активный колонизационный процесс освоения Севера. Новгородцы вышли к Ледовитому океану. Очевидно, при Ярославе Мудром, взявшем курс на отделение от Киева, были усилены южные и восточные рубежи Новгородской волости, возведены приграничные города-крепости: Луки Великие на Ловати, Волок на Ламе, Торжок на Тверце.
До начала 12 в. большую роль в жизни Новгорода играл князь. Он возглавлял войско, возводил оборонительные сооружения детинца (кремля), руководил сбором дани, являлся главным судьей. При сыне Ярослава Владимире был построен главный храм Новгорода — Софийский собор, сначала деревянный, затем каменный (1045 — 1050). Во второй половине 11 в. местная знать из потомков родо-племенных старейшин (бояр) усилила свое влияние и получила доступ к должности посадника.
В эпоху распада Руси Новгородская земля обрела свою государственность. В результате восстания 1136 г. и изгнания князя Всеволода должность последнего сделалась фактически выборной. Новгородцы стали «вольны в князьях». Заметно усилилась и роль новгородской церкви в лице ее владыки, которого с 1158 г. стали также избирать на вече, В Новгороде победила республиканская форма правления.
Провозглашение Новгородского государства в начале 12 в. было в значительной степени обусловлено новым этапом социально-экономического развития Новгородской земли. На рубеже 11 — 12 вв. возникла феодальная вотчина, способствовавшая усилению экономического могущества бояр, ставших землевладельцами. Развивалось сельское хозяйство. Из феодальных владений, крестьянских селений на торг поступали все необходимые для горожан продукты питания. Но своего хлеба в Новгородской земле (особенно в неурожайные годы) не хватало. Одновременно многие горожане сами держали на своих дворах скот, занимались и сельским хозяйством- Особенно ценились продукты лесных промыслов: мед и воск, пушнина, продававшиеся за границу и приносившие наибольший доход. Еще при князе Всеволоде Мстиславиче (1117 — 1136) исключительное право на торговлю этими товарами получили купцы, объединившиеся при церкви Ивана на Опоках, Они выделились в особое сословие купцов-вощников. Тогда же заметно возрос объем продукции городского ремесла. По археологическим данным, к 1130-м гг. ремесленное производство от работы на заказ частично перешло к работе на рынок. Активно осваивавшийся в это время Север поставлял в изобилии пушнину, ценившуюся на восточных и западных рынках. Экономика Новгорода была на подъеме.
Церковь Спаса на Ильине улице. Построена в Новгороде в 1374 г. Ее расписывал известный русский художник, выходец из Византии Феофан Грек.
Утвердившийся в Новгороде принцип выборности князя ни в коей мере не означал, что сами новгородцы собирались со временем окончательно избавиться от него. Князь являлся неотъемлемой частью социально-политической структуры общества того времени. Речь шла лишь о перераспределении объема и функций в политической, судебной, административной жизни республики. Постепенно вытесняя князя из перечисленных сфер, новгородцы возлагали надежды на князя как на профессионального воина, полководца, защитника земли. Это особенно ярко проявилось в годы княжения Александра Невского (1236 — 1251), одержавшего победу в битвах на Неве (1240) и Чудском озере (1242). Полководческий талант Александра спас Новгород от разорения со стороны шведов и немцев. Всего же, по подсчетам историков, Новгород за свою историю воевал 26 раз со Швецией, 11 раз с Ливонией, 14 раз с Литвой. Это был мощный щит на Северо-Западе Руси от иностранной агрессии. Новгородцы и сами совершали походы. Согласно легенде, в 1187 г. они взяли шведскую столицу Сигтуну и доставили в Новгород трофей — медные врата, ставшие украшением Софийского собора.
Фрагмент Сигтувских (или Магдебургеких) ворот, украшающих западный вход в крупнейший собор Новгорода — собор Св. Софии, По преданию, они были привезены новгородцами как военный трофей после похода на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г.
Видную роль в управлении Новгородским государством играл посадник, избиравшийся на вече из числа землевладельцев-бояр. Выборному тысяцкому подчинялись торговцы, ремесленники и разбогатевшие выходцы из горожан — «житьи», т.е. зажиточные. Особая роль в управлении Новгородом отводилась владыке. В 14 — 15 вв. владыка осуществлял контроль за куплей-продажей земли. Он возглавлял церковный и торговый суды, при нем хранились эталоны мер длины и веса. Глава новгородской церкви был высшим судьей Новгородского государства. Он являлся и хранителем государственной казны, на средства которой строились общественные сооружения: Кремль, Волховский мост, Окольный город. С начала 15 в. владыка возглавил Совет господ, консолидировавший феодальную знать.
Владыку избирали на вече при Софийском соборе из трех кандидатов. На престол клали три жребия, которые по очереди убирал один за другим слепец. Чей жребий остался на престоле, тот и объявлялся владыкой, избранным самим Богом, Софией — Премудростью Божией. Воплощением Софии новгородцы считали Христа, который донес до людей Слово Божие и сам считался Словом Божиим. Изображение Софии в виде огнезрачного ангела из «Апокалипсиса» было представлено на одной из главных икон середины 15 в. в Софийском соборе. С И21 г. изображение Софии чеканилось на новгородских монетах. Само Новгородское государство 14 — 15 вв., в преддверии ожидавшегося в 1492 г. конца света, рассматривалось новгородцами как Дом Святой Софии.
Республиканские формы правления проявлялись не только в выборной системе. Все важнейшие вопросы государства решало вече. Особое место занимало самоуправление на всех уровнях. Низшей административно-территориальной самоуправляемой ячейкой была улица, или уличанская община, имевшая своих старост, вече, суд, общественные сооружения. Это была одновременно и религиозная, христианская, община. Почти на всех улицах имелись свои храмы. Некоторые улицы назывались по церквам. Уличанские общины объединялись в более крупные общины — концы. До второй половины 12 в. их в Новгороде было три: Людин, Славенский, Неревский. Затем добавился еще один, Плотницкий, а в 14 в. — Загородский. Им были свойственны те же черты, что и уличанским общинам. Пять концов составляли общину-город Святой Софии. Общинное устройство было и в сельской местности, в волостях, при погостах.
София — Премудрость Божия. Пропись древней иконы.
Основой экономической жизни Новгородского государства являлись земледелие, ремесло и торговля. Из-за неблагоприятных природных и климатических условий сельские поселения Новгородской земли были небольшими. Даже в конце 15 в. более 40% из них имели один двор, 30% — два двора. Селения с количеством дворов около десяти считались редкостью. В неурожайные годы приходилось закупать хлеб в соседних княжествах. В 13 — 15 вв. совершенствовалась техника земледелия. Произошло бурное освоение водораздельных участков. Резко расширилась обрабатываемая земельная площадь, с внедрением трехполья повысилась урожайность. В ремесленном производстве в 13 в. наметилась узкая специализация, поточность производства, выпуск изделий большими партиями. Развивались железоделательное, бронзолитейное, ювелирное, кожевенное, косторезное, столярное, гончарное и прочие ремесла. На торгу в Новгороде звучала многоязыкая речь. Иностранные купцы держали здесь два двора — Немецкий и Готский. Но и сами новгородцы везли свой товар в «заморье».
Новгород был одним из крупнейших культурных центров Руси. Уже в 1030 г. Ярослав Мудрый открыл здесь школу, набрав в нее 300 учеников. Из Новгорода происходила самая древняя из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие. При дворе владыки велось переписывание книг. До нас дошли многочисленные произведения литературы: летописи, жития святых, «хождения», «изборники». Перу дьякона Антониева монастыря Кирика принадлежит первое из русских известных нам математических сочинений — «Учение им же ведати человеку, числа всех лет», О широком распространении грамотности среди новгородцев говорят берестяные грамотны. Знали в Новгороде шахматы (археологи нашли шахматные фигурки от 94 комплектов этой игры), любили играть на различных музыкальных инструментах — гуслях, гудках, сопелях.
Древний план Великого Новгорода, изображенный на Знаменской иконе 16 в.
Зодчие оставили в Новгороде и его округе шедевры древней архитектуры: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Никольский собор, церковь Ивана на Опоках, церковь Спаса на Нередице, Спаса на Ильине улице, Федора Стратилата на Ручье, Петра и Павла в Кожевниках, Успения на Во-лотовом поле и многие другие. Здесь трудились мастера фрески: Феофан Грек, Олисей Гречин, сербские художники и мастера, чьи имена остались неизвестными. Большой вклад в мировую сокровищницу культуры внесли иконописцы. Их произведения украшали новгородские храмы, палаты бояр, избы рядовых горожан.
Новгородская республика просуществовала до 1478 г., когда она была присоединена к Московскому княжеству. Символ новгородской вольности — вечевой колокол — был вывезен в Москву, в Кремль.
Нумизматика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монет и монетных кладов. Название возникло в средние века от греческого слова «номисма» — монета. Термин «монета» — латинский. Монетами назывались металлические деньги, которые чеканились на монетных дворах Рима и Западной Европы. Из небольших металлических слитков неопределенного веса монета превратилась в круглый металлический диск с изображением и надписями (легендой) на обеих сторонах. Ее вес, проба (качество) и достоинство узаконивались государством.
Сребреник Святололка. На лицевой стороне монеты изображение князя Святополка, прозванного Окаянным, который убил трех своих братьев и завладел их уделами.
Первые чеканенные монеты появились в 7 в, до н. э. в рабовладельческих государствах Средиземноморья. На протяжении тысячелетий, наряду с основными функциями — средство обращения и платежа, — монета из-за изображения, помещаемого на лицевой и оборотной сторонах, являлась средством политической пропаганды, рассматривалась как произведение искусства и памятник истории культуры. В этом качестве она становится предметом коллекционирования еще в эпоху Возрождения, в 14 — 15 вв., сначала в Италии, а затем и в других странах Европы. В России слово «монета» появилось в начале 18 в., а коллекционирование монет известно с 17 в. В эпоху Петра I собирание монет стало модным, появляются частные и государственные нумизматические собрания. В Кунсткамере, основанной Петром I в 1714 г., в середине 18 в. насчитывалось почти 30 тыс. монет.
Сребреник Ярослава Владимировича.
В 16 — 18 вв. вместе с монетами в поле зрения собирателей попадали также медали, ведущие свое происхождение как в историческом плане, так и по технике изготовления от монет. По традиции, они до сих пор хранятся вместе с монетами в мюнцкабинетах — отделах нумизматики практически во всех музеях мира, относясь, опять-таки по традиции, к нумизматике, хотя медальерное искусство выделилось в самостоятельную область. В мюнцкабинетах хранятся жетоны, должностные знаки, наградные медали, ордена. Последние относятся не к нумизматике, а к новой специальной дисциплине — фалеристике.
Выделение из нумизматики новых отраслей знаний произошло в процессе развития самой науки о монетах. В 18 в. в Западной Европе появляются труды нумизматов, систематизирующие монеты различных эпох, объясняющие изображения и надписи на них. В 19 а. составляются монетные каталоги музейных и частных собраний, а вслед за ними возникают и фундаментальные научные труды. Нумизматику как особую дисциплину включают в курс университетских предметов в Западной Европе и России.
Русские монеты конца 15 — начала 16 в.
Ученых начинают интересовать не только отдельные монеты, но и клады, которые могли содержать от нескольких экземпляров до десятков тысяч монет. Составляя карты и схемы, на которых отмечались места обнаружения монетных кладов, а затем тщательно определяя состав клада, ученые получали картину выпуска отечественной монеты или поступления иностранных денежных знаков на территорию страны в ту или иную эпоху, могли сравнить вес местных и иностранных монет, выявить содержание драгоценного металла в тех и других и т. д. Подобный анализ позволял решать важные вопросы денежного обращения на определенной территории в тот или иной хронологический период, воссоздавать денежные системы минувших эпох, технику чеканки, характер работы монетных дворов и др. Монеты, монетные клады в настоящее время рассматриваются наукой как важный источник для разностороннего изучения экономической и политической истории народов, их материальной и духовной культуры.
Серебряный рубль царя Алексея Михайловича (лицевая сторона). 1654. Серебряный рубль царя Алексея Михайловича (оборотная сторона). 1654.
Специфика монет и монетного чекана обусловила выделение разделов нумизматики: античная, византийская, восточная, западная, русская. В России к середине 19 в. появились работы практически по всем разделам нумизматики. Русские монеты, например, исследовал А. Д. Чертков — «отец русской нумизматической систематизации». Сотрудники Эрмитажа, среди которых были хранители мюнцкабинета, а также владельцы частных нумизматических коллекций основали в 1846 г. Археолого-нумизматическое общество Санкт-Петербурга — одно из первых подобных обществ в мире. На его заседаниях читались доклады, в специальных изданиях публиковались труды по русской, восточной и античной нумизматике.