Исторические музеи — научные и культурно-просветительные учреждения, играющие исключительно важную роль в сохранении и изучении вещественных памятников прошлого, рукописей и старопечатных изданий, в ознакомлении с ними широких слоев населения. Они подразделяются на музеи общеисторического профиля {музеи национальной и региональной истории, краеведческие, городские) и специализированные (археологические, этнографические, военно-исторические, мемориальные, истории промышленности, церковно-исторические и др.). Из экспозиций исторических музеев после 1917 г. изымались культовые предметы (иконы и т. д.); закрывались церковно-археологиче-ские музеи и кабинеты, взамен их появлялись атеистические и антирелигиозные музеи.
Исторический музей. Архитектор В. Шервуд. 1875 — 1883.
Интерес к коллекционированию исторических раритетов и памятников искусства возник в Европе в эпоху Возрождения (15 в.). В основу первых музеев, появившихся в 17 — 18 вв., легли частные собрания и государственные сокровищницы. В феодальной России таким хранилищем коронационных регалий, парадного оружия, дорогих подарков стала Оружейная палата Московского Кремля. Немало реликвий находилось в Патриаршей ризнице, в монастырях и соборах Москвы (Успенском), Новгорода (Софийском). Самый первый государственный музей — Кунсткамера, основанная в 1714 г. Петром I в Санкт-Петербурге, — открылся для посетителей пятью годами позднее. При Екатерине II началось формирование Эрмитажа (1764), ставшего со временем крупнейшим собранием произведений искусства, археологических и нумизматических материалов, исторических реликвий.
В Оружейной палате. Картина художника К. Бурдина. 1846. Первоначально Оружейная палата была государственным учреждением, где хранилось и изготовлялось оружие. Затем она стала своеобразным художественным центром, где работали лучшие русские и западные мастера. Ныне в Оружейной палате хранятся ювелирные изделия, собрание драгоценных тканей 14 — 18 вв., государственные регалии (например, шапка Мономаха) и многое другое.
С конца 18 в. в России стали появляться первые местные музеи (Иркутск), музейные собрания военно-исторического характера (Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге). В 19 в. возникли археологические музеи (в Керчи, Одессе, Феодосии), Музей главного интендантского управления, Азиатский и Морской музеи (Санкт-Петербург). Тогда же появились проекты создания общенационального исторического музея. Но воплотить их удалось лишь в 1872 г., когда в Москве был основан Российский (ныне Государственный) исторический музей, становление которого связано с именем известного историка и археолога И. Е. Забелина.
Гравовитая палата. Построена в 1487 — 1491 гг, под руководством итальянских архитекторов Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари. Во второй половине 16 в. Грановитую палату украшали стенные росписи на церковно-исторические темы, почти погибшие при пожаре 17 в. Восстановлены Симоном Ушаковым, Здесь проходили приемы иностранных послов, заседания земских соборов, праздничные пиры. Расположена Грановитая палата на Соборной площади Московского Кремля.
В 19 — начале 20 в. немало музеев и музейных собраний сформировалось при научных обществах (Московском и Псковском археологических обществах и др.), при губернских ученых архивных комиссиях (Костромской, Саратовской, Тамбовской и др.), при университетах (Казанском, Киевском и др.), при губернских статистических комитетах (Астрахань, Владимир, Новгород, Екатеринодар, Пенза, Симбирск и др.), в полках русской армии (особенно гвардейских). К 1917 г. в стране существовало около 150 музеев (не считая частных, полковых и церковных).
Палаты бояр Романовых стали музеем боярского быта.
После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны часть музейных коллекций военно-исторического характера (преимущественно полковые собрания) была вывезена эвакуировавшимися белогвардейскими частями. Лишь в 1945 г. в Новочеркасский музей истории донского казачества возвратились ценнейшие казачьи реликвии из Донского музея, побывавшие вместе с эмигрантами в нескольких европейских странах.
За рубежом (главным образом во Франции, Югославии, Чехословакии) возникло около 40 эмигрантских музеев и музейных собраний. Крупнейшим из них был Русский культурно-исторический музей, размещавшийся в Збраславском замке под Прагой. После второй мировой войны его материалы перевезли в СССР; часть других коллекций эмигрантов перекочевала в США, но многое было утрачено. В первые годы советской власти большевики ликвидировали некоторые музеи (в основном частные, церковно-исторические, полковые), в 20-х — начале 30-х гг. они продали за рубеж за валюту немало историко-культур-ных реликвий из музейных и монастырских хранилищ. Огромный и невосполнимый ущерб музеям был нанесен в годы Великой Отечественной войны на оккупированной фашистами территории СССР.
В городе Суздале созданы своеобразные музеи под открытым небом, как, например, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
Тем не менее их численность в советский период возросла в несколько раз. На начало 90-х гг. в стране насчитывалось более 2200 музеев, из них около 1350 — исторических и краеведческих (в последних, как правило, преобладали отделы истории), под охраной государства находилось свыше 52 млн. предметов, входивших в состав Музейного фонда СССР. К числу важнейших достижений отечественного музееведения относится широкое распространение хронологического принципа построения экспозиции по историческим периодам, а к негативным чертам — чрезмерная идеологизация музейного дела. Последнее выразилось в появлении значительного числа историко-революционных музеев, музеев Б. И. Ленина, других политических деятелей, в одностороннем показе ряда эпох в истории России, наличии закрытых фондов, вещи из которых никогда не выставлялись. Своеобразными историческими музеями стали историко-архитектурные и историко-художественные музеи-заповедники (Владимир, Новгород, Псков и др.), историко-этнографические заповедники под открытым небом (в Суздале, под Архангельском и других местах), музеи истории промышленности (Барнаул, Екатеринбург, Нижний Тагил, Соликамск).
Кунсткамера — первый в России Общедоступный музей. Ее здание состоит из двух .корпусов, объединенных стоящей в центре башней. В левом крыле здания размешались собрания Кунсткамеры; в правом находилась первая в России Публичная библиотека, в башне была устроена обсерватория. На снимке: главный зал музея, где при жизни М. В. Ломоносова проходили заседания Академии наук.
Значительное место в работе отечественных музеев занимают тематические выставки. После 1991 г. началось полное либо частичное переформирование постоянных экспозиций в Центральном музее Революции, Музее Вооруженных Сил, ряде других музеев.
Домик Петра I. На снимке: стол в кабинете Петра I. На переднем плане — оттиск руки первого русского императора; рядом — курительная трубка А. Д. Меншикова, сделанная в конце 17 в. в Германии; украшена тончайшей резьбой.
Некоторые музейные заведения (например, Музей-квартира В. И. Ленина в Кремле и Центральный музей В. И. Ленина в Москве, Музей Революции в Санкт-Петербурге) прекратили свое существование. Вместе с тем в последние годы появились и новые интересные музеи исторического профиля: мемориальный музей Г. К. Жукова (Калужская обл.), «Палаты старого Английского двора» (филиал Музея истории Москвы).