Источниковедение — историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования источников. Источниковедение решает ряд задач: поиск, выявление, классификация, установление происхождения, подлинности, авторства источников, определение фактической ценности содержащихся в них сведений, их достоверности, представительности. Источниковедение включает в себя целый ряд вспомогательных исторических дисциплин, объединяет их и взаимодействует с ними. Поиск нужных историку сведений называется эвристикой. Если поиск источников ведется в библиотеках, то тут на помощь приходит историческая библиография. Работа историка в музее, подготовка экспозиции музейных залов, выставок требует знания такой дисциплины, как музееведение. Особая подготовка необходима для работы в архивах — основных хранилищах исторических документов. Разобраться в системе архивных учреждений помогает архивоведение, рассказывающее об истории государственных и иных учреждений в России, так как архивные фонды в стране складывались в основном в соответствии с существующими в то или иное время государственными органами или общественными организациями.
Выявленные в результате поисковой работы источники подвергаются классификации на типы, виды, группы. Это необходимо для того, чтобы оценить значение сведений, содержащихся в источниках, и определить пути и направления их использования для решения поставленной задачи. По видам источники делятся на законодательные и нормативные акты, делопроизводственные документы, статистику, периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма, литературные памятники, публицистику, научные сочинения и др.). Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Классификация источников носит условный характер, она позволяет упорядочить содержащиеся в источниках факты, необходимые для исторического исследования.
Следующий этап работы — установление подлинности источников и проверка их аутентичности, т. е. принадлежности к описываемому времени. Точно датировать источник и установить его происхождение можно по внешним признакам: по бумаге, на которой он запечатлен, по особенностям письма или шрифта, по наличию подписей, печатей, штампов и т. п. Датировка источников устанавливается путем анализа их текста и содержания, изучения языка и стиля, упоминаемых фактов, лиц, косвенных свидетельств. Приемами изучения текстов источников занимается историческая текстология. Предмет изучения дипломатики — определение происхождения, подлинности и датировки грамот, уставов, судебников и других документов подобного рода.
Немало трудностей возникает при установлении авторства источника. До сих пор, например, привлекает внимание исследователей вопрос об авторстве «Слова о полку Игоре-ве» — величайшего произведения древнерусской литературы. Много и других источников, авторы которых неизвестны. Безымянными в своей массе являются официальные документы, а также листовки, воззвания, прокламации. Между тем установление автора или круга лиц, причастных к созданию источника, бывает принципиально важно для историка. Тут необходимы тщательный текстологический анализ, изучение манеры письма, присущей тому или иному автору. Часто статьи в газетах и журналах писались под псевдонимами. Расшифровка псевдонимов и выяснение подлинных авторов также являются задачей источниковедения.
Установлению людей, которые упоминаются в источниках, способствует генеалогия, причем если раньше она занималась преимущественно изучением династических связей, историей княжеских, боярских и дворянских родов, то сегодня объектом внимания становятся и обычные люди. На этой основе развивается просопография, или составление так называемых коллективных биографий, где широко используются современные компьютеры. С генеалогией отчасти связано искусство истолкования гербов — геральдика. Она изучает также гербы государственные и городские знамена, штандарты, эмблемы и др. Фалеристика занимается изучением орденов, медалей и других знаков отличия.
Для прочтения древних текстов нужно знать палеографию. Кроме того, чтобы работать с источниками по истории Древней Руси, требуется знание церковнославянского, древнерусского, а иногда греческого и латинского языков. Принятые в прежние времена системы летосчисления, меры веса, длины, расстояния, объема изучают историческая хронология и историческая метрология. Расшифровке надписей на древних памятниках, зданиях, сооружениях, произведениях искусства, надгробных камнях, могильных плитах помогает эпиграфика, на монетах и других денежных знаках нумизматика.
Для углубленного познания прошлого необходима систематическая публикация исторических источников. Широко известны издания русских летописей, литературных памятников, актовых материалов по истории России, мемуаров, дневников, писем. Разработкой правил издания источников и их публикацией занимается археография. В ее задачи входят также сбор и организация хранения ценных рукописей, книг и других источников.
Число вспомогательных исторических дисциплин непрерывно увеличивается, по мере того как у историков возникает потребность в дополнительных знаниях о прошлом. Усиливается, например, интерес к тому, как когда-то жили люди, и предметом изучения могут стать жилища, орудия труда, предметы быта, оружие, одежда, продукты питания и др. И здесь на помощь историку приходят данные археологии и этнографии.
В работе над источниками историк может воспользоваться достижениями других наук. Так, изучая статистические материалы, нельзя обойтись без знания истории статистики у нас в стране. При работе с газетами и журналами помогает знание истории журналистики. Историк практически не ограничен в выборе методов исследования. В зависимости от конкретной задачи, которую он решает, он может уподобиться следователю, на основании улик (источников) раскрывающему обстоятельства дела (события).
Основополагающий принцип источниковедения — научная объективность, не позво-лящая искажать в угоду своим воззрениям то, о чем свидетельствуют источники, не вырывать из их содержания примеры, подтверждающие только одну точку зрения. Непременным условием изучения источников является принцип историзма, умения вжиться в описываемую эпоху, рассматривать события с позиций не только сегодняшнего дня, а так, как видели их современники.
Историческая действительность сложна и противоречива. Эти противоречия нужно понять и объяснить с научной добросовестностью, тщательно и основательно изучив источники.