Письменные законы появились в истории Российского государства не сразу. Еще в эпоху родового строя у славян бытовало обычное устное право, основанное на принципе кровной мести. В русско-византийских договорах 10 в. упоминается «Закон русский».
Слово «закон» в Древней Руси обозначало прежде всего православную христианскую веру и ее постулаты. Уже тогда стало понятно: чтобы быть одинаково справедливым в Киеве или в Великом Новгороде, суд обязан следовать единообразным правилам, которые должны быть составлены, лучше записаны, чтобы их не перетолковывали, а затем утверждены, уставлены князем. Так появились княжеские уставы — первые документы, положившие начало русскому законодательству. Самые ранние из известных сегодня — церковные уставы князей Владимира Святого (конец 10 — начало 11 в.) и Ярослава Мудрого (середина 11 в.). Церковными их называют потому, что в них говорилось о положении русской православной церкви, правах духовенства и о роли церковного суда. Церковь играла огромную роль в жизни древнерусского общества (см. Русская православная церковь). Многие споры (отношения в семье, наследство) или преступления (кража в церкви, отказ подчиняться церковным правилам, нарушение общественного порядка) решались церковным судом. В уставах была записана и обязанность властей и населения уплачивать церкви особый налог — десятину (см. Налогообложение).
Листы из рукописи «Русский Правды». В настоящее время известно более 150 списков «Русской Правды», являющейся ценнейшим источником по экономической и социальной истории Древнерусского государства.
В 1016 г. Ярослав Мудрый (1019 — 1054) издал устав, названный Правдой Ярослава, где устанавливались наказания за преступления среди княжеских дружинников и вольных горожан, служивших в войске. В 1072 г. его сыновья-преемники приняли на общем съезде дополнительный устав (Правда Ярославичей), ужесточавший наказания за кражу и за повреждения княжеского имущества, за покушения на жизнь и здоровье княжеских слуг. Владимир Мономах (1113 — 1125) составил устав, вводивший новые правила взимания долга, взаимных денежных расчетов купцов, порядок учета повинностей попавших в феодальную зависимость крестьян-закупов. К середине 12 в. из этих княжеских уставов сложилась «Русская Правда» — первый широко распространенный на Руси сборник судебных правил, или законов. «Русская Правда» в своем подлинном виде до нас не дошла.
Кормчая (т. е. руководящая) книга Новгорода Великого. Рукопись на пергаменте 1282 г. Кормчие книги — юридические сборники, служившие руководством для судей. Они имелись почти в каждом городе или монастыре. В данной Кормчей книге содержится древнейший список «Русской Правды» Пространной редакции.
Известно свыше 150 более поздних копий ее текста 13 — 17 вв., различающихся по объему и составу. Краткая, Пространная, Сокращенная редакции. Большинство статей «Русской Правды» содержало перечень наказаний за наиболее распространенные преступления в тогдашнем обществе. Чаще всего применялся штраф. Он полагался за убийство, за повреждение руки, ноги, за кражу имущества, за оскорбление. Штраф за убийство носил особое название — вира (выкуп), им заменяли право кровной мести убийце. Размер штрафа различался в зависимости от того, убили ли княжеского слугу, или простого крестьянина-смерда. За убийство высших княжеских слуг, например, он составлял 80 гривен (около 16 кг серебра).
Древнерусский суд (во времена «Русской Правды»). Картина художника И. Я. Билибина. Суд ведет князь. Один из подсудимых готовится доказывать свою правоту испытанием раскаленным железом.
Штраф за украденное зависел от примерной стоимости вещи. Особо опасных преступников — разбойников, поджигателей — предписывалось выдавать князю на расправу, «на поток и разграбление». Штрафы собирались княжеским уполномоченным — вирником. Упоминает «Русская Правда» и правила разрешения некоторых имущественных споров — между торговцами, наследниками и др. Применяли «Русскую Правду» на Руси и позднее, в 14 — 15 вв.
В это время появились и новые виды законодательства. Документы, где устанавливались судебные правила, назывались уставными грамотами. Они издавались от имени великого князя и применялись в какой-то одной области или по конкретному виду дел (например, по спорам о земле). Самыми известными были Новгородская и Псковская судные грамоты 15 в., по которым судили в Новгородской и Псковской землях. Позже важные государственные документы стали называться или указами, или боярскими приговорами.
В конце 15 — начале 16 в., когда Москва объединила под своей властью другие русские земли (см. Образование Русского централизованного государства), приемы управления изменились. Пользоваться при решении дел отдельными грамотами или указами было не очень удобно. Поэтому их начали объединять в сборники — судебники. Первый судебник был утвержден в Москве в 1497 г. в правление Ивана III. На его основе был составлен судебник царя Ивана IV, обнародованный в 1550 г. и сохранившийся в 50 списках. Текст делился на 100 статей, и каждая статья посвящалась особому юридическому вопросу. Устанавливалось, что судить по законам могут только государственные люди — бояре, присутствовать на суде должны доверенные лица царя — дьяки и выборные люди от помещиков. На судебном поединке обиженный и обидчик силой оружия выясняли правду.
По свидетельству иностранного путешественника, на поединке не разрешалось ис пользовать только луки и огнестрельное оружие. Разбойникам, поджигателям, заговорщикам, убийцам полагалась смертная казнь. Воров наказывали кнутом. Судебник подтвердил установленные еще при Иване III общие правила решения споров о землях, порядок перехода крестьян от одного помещика к другому (Юрьев день). В судебнике твердо проводилась политика централизации, усиливалось значение царских законов.
Наряду со светскими законами действовали и церковные правила. Свод церковных законов назывался Кормчей книгой. Составлена она была еще в 9 в. в Византии; с 11 в. переводы Кормчей книги распространились и на Руси.
Суд в Московском государстве. Картина художника С. В. Иванова. Перед судьей-воеводой, сидящим за столом, стоит крестьянин, которого палач с длинным кнутом в руках приготовился пытать. Считалось, что под кнутом не утаить правды. Если и под кнутом обвиняемый не признавался, палач, продолжая пытку, забивал ему гвозди под ногти. Под потолком — веревка с петлей. Во время пыток человека со связанными руками поднимали вверх (пытка на дыбе).
Многие вопросы, которых не было в светских законах, решались только по Кормчей книге, например, как вступать в брак и получать развод, как родители должны заботиться о детях и как дети почитать родителей. Некоторые преступления, например против государя, были описаны только в Кормчей книге. Церковное право предписывало, что преступника надо не только наказать, но и заставить его искупить грех, исправиться.
После Смутного времени законы потребовалось обновить и исправить. По решению Земского собора 1648 г., правительство царя Алексея Михайловича подготовило сборник новых законов, который должен был заменить все предыдущие (см. Россия при первых пользовать только луки и огнестрельное оружие. Разбойникам, поджигателям, заговорщикам, убийцам полагалась смертная казнь. Воров наказывали кнутом. Судебник подтвердил установленные еще при Иване III общие правила решения споров о землях, порядок перехода крестьян от одного помещика к другому (Юрьев день). В судебнике твердо проводилась политика централизации, усиливалось значение царских законов.
Наряду со светскими законами действовали и церковные правила. Свод церковных законов назывался Кормчей книгой. Составлена она была еще в 9 в. в Византии; с 11 в. переводы Кормчей книги распространились Романовых). Его готовила специальная комиссия из бояр во главе с князем Н. И. Одоевским. Немало было взято из предыдущих судебников, из литовских законов, требований дворян, но многое написано заново. Законь утвердил Земский собор в январе 1649 г., и они получили название Уложения.
Уложение 1649 г. являлось одним из самы: важных сводов законов феодальной России Состояло оно из 25 глав и 967 статей. У ложе ние установило особые привилегии для пра вославной церкви и для царя, а также власти вообще. За покушение на эти привилегии преступников ждали суровые наказания вплоть до сожжения на костре, отсечения головы, четвертования. Смертью наказывался даже простой умысел против царя. Менее важные преступники подвергались телесным наказаниям, заключению в тюрьму, ссылались в дальние крепости, штрафовались. Специальная глава Уложения посвящалась крестьянам. Отныне они полностью прикреплялись к своим помещикам с семьями и имуществом, их могли неограниченное время разыскивать в случае побега, владельцы получали право лично наказывать крестьян за мелкие преступления. Однако им запрещалось делать из крестьян рабов-холопов.
Уложение стало основным государственным законом того времени. Судьи должны были решать дела только по Уложению. Для широкого распространения впервые его отпечатали особой книгой и большим для того времени тиражом. И в дальнейшем Уложение не раз переиздавали, так как суды использовали его до конца 18 в.
В начале 18 в., в ходе реформ Петра I (см. Петр I и реформы первой четверти 18 в.), русские законы значительно обновились. Петр издавал до 200 указов в год. Такой же практики придерживались и его преемники.
Соборное уложение 1649 г. Столбец — форма документов, характерная для 16 — 17 вв.
В это время в государственную жизнь входит и слово «закон» в современном его смысле. Законы были разными. Наиболее важные назывались манифестами (от лат. mani-festum — «призыв»). В них доводилось до сведения жителей империи об объявлении войны, заключении мира, смене монархов, крупных реформах. Прочие законы именовались указами. В них устанавливались правила судопроизводства, права и обязанности дворян, горожан и крестьян и т. д. Указы о деятельности государственных учреждений, об армии и флоте, если были большими по объему, иногда носили название регламентов или уставов. В Воинском (1716) и Морском (1720) уставах вводились новые правила организации армии и флота, порядок прохождения воинской службы. В Генеральном регламенте 1720 г. устанавливались единые правила работы государственных органов управления (см. Чины, звания, титулы; Чиновничество). Духовный регламент 1722 г. определил деятельность православной церкви, всецело подчинявшейся теперь монарху.
Строгое соблюдение законов предписывалось всем. Для этой цели Петр I лично написал «Зерцало правосудия» (от древнерусского «зерцало» — «защита»). Отныне нарушителей закона, которые «стремятся в мутной воде рыбу ловить» и «перетолковывают законы неправильным образом», ждало тяжкое наказание. Все чиновники должны были точно знать государственные законы и по ним поступать.
Старые и новые, общие и специальные законы нередко противоречили друг другу. Время от времени их требовалось обновлять и систематизировать (кодифицировать). На протяжении 18 в. правительство 8 раз создавало кодификационные комиссии. Наиболее важной была комиссия, созванная в 1767 г. по инициативе императрицы Екатерины II. Эта комиссия занялась полным обновлением русских законов, в ее работе приняли участие до 700 депутатов от всех сословий. Но составить единый новый свод законов тогда так и не удалось. Последующие кодификационные комиссии работали и в начале 19 в.
Наконец, в правление Николая I и по его распоряжению особой комиссии удалось в течение 1826 — 1830 гг. систематизировать и переработать все русские законы (см. Россия в царствование Николая I). Одним из руководителей этой работы был М. М. Сперанский, видный государственный деятель и автор многих проектов государственных реформ. В 1830 г. было издано Полное собрание законов в 45 томах, оно включало законы, начиная с 1649 г. и вплоть до 1825 г., как действующие, так и совсем старые. На основе собрания по правилам, предложенным Сперанским, к 1832 г. был составлен Свод законов Российской империи в 15 томах. Свод включал только действующие законы в обновленной редакции. Впервые в России закон закрепил права императора, порядок передачи престола, определил новые правила деятельности государственных учреждений. В своде отмечалось, что «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный», но «Империя Всероссийская управляется на основании законов», а не по произвольным распоряжениям властей. Упорядочивались взаимные отношения центральных и местных органов управления, права и обязанности граждан всех сословий в распоряжении своим имуществом, в уплате налогов и др. Заключительный, 15-й том был первым в истории законодательства России специальным уголовным кодексом. С 1835 г. только сводом законов могли пользоваться судьи и государственные чиновники в решении разных дел. Впредь все новые законы обязательно следовало включать в свод в сокращенном, кодифицированном виде. В дальнейшем свод часто обновляли, но в целом он сохранился как главное собрание русских законов до 1917 г.