Л. Н. Гумилев происходил из богатой своими культурными традициями семьи. Его матерью была известная русская поэтесса Анна Ахматова, отцом — не менее известный поэт русского серебряного века Николай Гумилев.
Детство и юность Гумилева прошли в тяжелые годы гражданской войны и сталинских репрессий. В 9 лет он потерял отца, обвиненного в антисоветской деятельности и расстрелянного ВЧК. Это трагическое обстоятельство повлияло и на жизнь самого Гумилева. С 1936 по 1956 г. с небольшими перерывами он провел в сталинских лагерях и ссылках. В кратких промежутках ему удавалось учиться. В 1934 г. он стал студентом Ленинградского университета. В 1943 г. добровольцем ушел на фронт. Вернувшись, он написал и в 1948 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по истории Хазарского каганата. Но год спустя ученый был вновь арестован и вышел на свободу лишь в 1956 г.
Всю свою жизнь Гумилев занимался особой наукой, которую определял как этнология. Он считал, что история человечества определяется не только такими хорошо известными в науке факторами, как экономические или социальные отношения, культурное развитие и др., но и естественным ходом развития народов, населяющих нашу планету. Их он называл этносами. Для изучения развития этносов Гумилев предлагал использовать категории и методы естественных наук. Это были такие фундаментальные понятия, как время и пространство, в которых живет данный этнос. Гумилев показал, что на разных стадиях развития этноса религиозные, хозяйственные, социальные или политические причины выходили на первый план формирования того или иного народа и ложились в основу его истории.
Изменение конкретных соотношений этих условий на отдельных этапах развития этноса приводит к его мутации, т. е. толчку в развитии. Он сопровождается резким увеличением в составе данного этноса людей с ярко выраженной активной позицией — пассионариев. Они-то своей совокупной деятельностью и изменяют мир: производят революции, выигрывают войны, совершают открытия и др. Эти события знаменуют начало процесса этногенеза — становления нового этноса. Он проходит в своем развитии стадии юности, зрелости и угасания.
На основе этой теории Гумилев исследовал этносы, населяющие Евразию. В своих трудах он показал всю сложность взаимоотношений и истории населявших этот континент кочевых и оседлых народов, взаимовлияние их культур и традиций.
Долгое время официальная наука не признавала очевидных достоинств теории Гумилева. Работы ученого не публиковались, а существование самой теории замалчивалось. И лишь незадолго до его смерти в свете происходящих в стране перемен положение изменилось. Ныне воззрения Гумилева заняли достойное место в современной науке.