Александр II вступил на престол после смерти отца Николая I в феврале 1855 г. Александра готовили к предстоящей государственной деятельности. Его воспитание было поручено знаменитому русскому поэту В. А. Жуковскому. Государственным делам и российскому праву наследника обучал выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский. Для получения военного образования Александра, как обычного дворянина, поместили в кадетский корпус. Будущего императора знакомили не только с великосветской жизнью Санкт-Петербурга и европейских столиц, но и с жизнью и бытом бедных кварталов окраин, крестьян. Он совершал продолжительные поездки по России. Во время посещения Сибири наследник встречался с ссыльными декабристами. Не случайно поэтому при вступлении на престол он объявил им амнистию.
Александр II короновался в трагический период российской истории. Завершалась Крымская война. В обществе господствовало настроение уныния. Будущее всем казалось неопределенным.
Новый император понимал, что общество могло выйти из оцепенения только путем глубоких реформ. Для него было ясно, что ключевым вопросом является отмена крепостного права, о необходимости которой он заявил уже в 1856 г. Труднее было приступить к решению этой проблемы. В обществе много говорилось об изменении положения крестьян, но готовности к практическим действиям оно не выражало. Следовательно, отменить крепостничество одним росчерком пера не представлялось возможным.
По мере того как осуществлялась практическая подготовка отмены крепостного права, становилось ясно, что она влечет за собой многие другие проблемы. Многовековое закабаление общества привело к тому, что все государственные институты, сословная структура, российское право основывались на крепостничестве. Необходимо было не только освободить крестьян, но и провести перемены практически во всех областях жизни. Россия была самодержавным государством, и поэтому выбор пути реформ ложился тяжелым грузом ответственности на плечи императора.
Официальная история освобождения крестьянства начинается с 20 ноября 1857 г., когда был издан рескрипт (именной указ) В. И. Назимову, виленскому генерал-губернатору, в котором формулировались основы будущей реформы. В рескрипте признавались права собственности на землю за помещиками, а за крестьянами — права на выкуп в собственность усадьбы и выделение в пользование земли за барщину или оброк в пользу помещиков. Личные права крестьян не были определены. Вскоре стало ясно, что такие условия освобождения крестьян неприемлемы. С 1858 г. начинается открытая подготовка реформы: созданный годом раньше секретный комитет преобразуется в Главный комитет по крестьянскому делу.
Была подготовлена новая программа отмены крепостного права. Крепостные должны были сразу приобрести свободу; землю крестьяне могли получить за выкуп при содействии правительства.
Публикация правительственных программ взбудоражила помещиков. Их интересы были разнообразны в зависимости от качества земли, от размера имений, их удаленности от городов, транспортных путей. Соединить эти интересы в одном законодательном акте было очень трудно. Тем не менее правительство приняло на себя такую задачу и в значительной степени ее выполнило. Огромную роль в этом сыграли учрежденные в 1859 г. редакционные комиссии.
Четыре напряженных года работы потребовалось, чтобы подготовить реформу 19 февраля 1861 г. В шестую годовщину своего вступления на престол Александр II подписал знаменитый Манифест об отмене крепостного права и ряд положений, раскрывающих условия освобождения крестьян.
Первоначально по манифесту крестьяне получали только личную свободу. Все земли оставались за помещиками, последние представляли крестьянам в пользование их же усадьбу и земельный надел. За это крестьяне, получившие наименование временнообя-занных, несли в пользу помещика барщину или платили оброк. Крестьянская община, т. е. население одного помещичьего имения, должна была выкупать свои земли, и после этого временнообязанные крестьяне становились собственниками. Для осуществления выкупа государство предоставляло крестьянам ссуду, ее крестьянская община обязывалась погашать в течение 49 лет в виде ежегодных платежей, превращавшихся в своеобразный налог.
По манифесту около 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили свободу. Размеры крестьянских наделов были неравномерны и колебались по регионам от 2 до 42 десятин на мужскую душу. В среднем получалось около 3,5 десятины на одну душу. При существовавшей тогда агротехнике это было намного меньше, чем необходимо, чтобы обеспечить прожиточный минимум. Совсем яе получило земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. 20% земли у крестьян было отрезано.
Законодательные акты 1861 г. явились только началом реформы, проводившейся в жизнь на протяжении целого поколения крестьян. В первые годы положение крестьян фактически не изменилось, и лишь после перехода на выкуп они освободились от барщины и ряда других натуральных повинностей. Перейти к выкупу не торопились ни помещики, ни крестьяне. Спустя 20 лет после начала реформы лишь половина бывших крепостных освободилась от временнообязанных отношений, и в 1882 г. все они были, наконец, переведены на выкуп. Главная причина этого заключалась в том, что цена земли, а следовательно и выкупа, была сильно завышена. Помещикам было невыгодно расставаться с землей, а крестьянам слишком дорого выкупать.
Взвешивая положительные и отрицательные моменты реформы 1861 г., можно сказать, что прогрессивное начало в ней преобладало. Фактически произошла замена крепостничества капитализмом. Огромная масса населения России получила гражданскую свободу и самостоятельно могла решать свою судьбу. Но старая барщинная система была только подорвана, а не уничтожена. Это обстоятельство впоследствии породило сильные общественные потрясения.
Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других реформ. В первую очередь потребовалось создать систему местного самоуправления. Раньше всем распоряжались помещики. В новых условиях местные хозяйственные и финансовые вопросы, а также медицинское обслуживание и народное образование не могли быть возложены ни на помещиков, ни на какие-либо сословные организации (см. Органы управления феодальной России).
В 1864 г. были созданы земские учреждения (земства). Появление земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность — имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания.
Александр II.
Русский император (1855-1881), прозванный Освободителем.
Портрет из Коронационной книги.
На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории. Первую группу преимущественно составляли помещики, но не все, а обладавшие необходимым цензом. Вторую — владельцы крупных торговых и промышленных заведений в городах. Третью — представители от крестьянских общин, которые необязательно были крестьянами. Крестьянские общины могли выбрать своими представителями лиц и из других сословий. В обстановке, когда крестьяне еще не осознали свои права и возможности, от их общин часто выбирались помещики. Вот почему, особенно на первых порах, в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия, не располагавшие необходимым цензом. Выборная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т. е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т. е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, — через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трех групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.
Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — собрания гласных — заседали один раз в год и решали общие вопросы: заслушивали отчеты, утверждали земские налоги и выбирали исполнительные органы — земские управы.
Введение земств означало развитие новой, капиталистической системы, основанной на самоуправлении, и способствовало хозяйственной активности на местах. Вместе с тем земская реформа содержала ограничения, сдерживавшие общественные силы. Прежде всего, создание земств не было завершено формированием общероссийского представительного органа. Финансовые возможности земств были также ограниченны. Достаточно сказать, что в 1864 г. земские сборы должны были составлять 2,2 млн. рублей при государственном бюджете 392 млн. рублей. Земства были первоначально утверждены лишь в 34 губерниях Европейской части России, за исключением национальных окраин (Белоруссии, Прибалтики и др.).
Земские учреждения оставили глубокий след в российской истории. До сих пор во многих селениях, малых и крупных городах сохранились здания школ, больниц, мосты, инженерные сооружения, построенные земствами. Их отличают простота и функциональность. К работе в качестве земских служащих привлекались врачи, учителя, агрономы, статистики, библиотекари и др. Это была подлинно демократическая национальная интеллигенция. Она создавала необходимые условия для развития народной культуры и экономики самых отдаленных территорий. Земскую службу прошли многие великие люди России. Так, всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии И. А. Бунин начинал свою деятельность с земской службы.
Отмена крепостного права принесла новые гражданские формы правовых отношений между людьми. В связи с этим в 1864 г. была проведена судебная реформа. Она не изменяла действующее законодательство, а устанавливала новый порядок применения существовавших законов.
Создавался суд присяжных. В основу суда были положены прогрессивные принципы, распространенные во всех демократических государствах: бессословность судопроизводства; гласность и публичность суда; состязательность судебного процесса; независимость судей. В качестве обвинителя выступал прокурор, защитника — адвокаты. Решение о виновности — вердикт выносил не судья, а присяжные заседатели из числа гражданского населения. Таким образом, решение суда не только соответствовало закону, но и отражало общественные нормы, которые учитывали присяжные заседатели.
Для разбора мелких уголовных и гражданских дел учреждался мировой суд. Здесь все решал мировой судья. Его деятельность была направлена на примирение сторон, но наряду с этим он обладал правом вынесения приговора. Мировой суд был наиболее демократичным. Он давал возможность почувствовать правовую защиту любому человеку по самому незначительному вопросу. Мировой суд пробуждал в народе гражданское самосознание, чувства справедливости и собственного достоинства.
К началу 60-х гг. число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию «город». Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей. Наряду с этим было много населенных пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сел. Складывалась парадоксальная ситуация. Не считаться с процессами глубоких социальных перемен, происходящими в городской жизни, правительство не могло. До 70-х гг. 19 в. основным законодательным документом, регулирующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 1785 г. Екатерины II (см. Политика «просвещенного абсолютизма»). Для подготовки реформы городского управления было образовано по городам 509 комиссий. Они должны были выработать предложения по реформе управления. Все комиссии высказались за всесословное городское общественное самоуправление.
Новое положение было утверждено 16 июля 1870 г. Создавались всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимой собственности. В результате избирателей было не много, 5 — 6% от общего числа жителей. В зависимости от размеров уплачиваемого налога избиратели делились на три группы: первую составляли наиболее крупные налогоплательщики, уплачивавшие треть налогов; вторую — более мелкие, вносящие еще одну треть налогов; третью — все остальные. Каждая группа избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства.
Малое представительство широких городских слоев приводило к тому, что городские проблемы решались главным образом в интересах городских верхов.
Поражение России в Крымской войне вызвало необходимость военных реформ. Реформы в армии проводились на протяжении 15 лет. Были окончательно упразднены военные поселения, продолжительность службы сократилась до 10 лет, уменьшилась численность армии (с 1,1 млн. человек в 1864 г. до 700 тыс. в 1867 г.), реорганизовывались казачьи войска. Военно-судебная реформа 1865 г. отменила порочную систему телесных наказаний. В 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность, сменившая рекрутские наборы (о военных реформах читайте в ст. «Армия»).
Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества. Принято считать, что реформы начинаются под воздействием народных движений и общественного мнения. Отрицать это невозможно, но, в свою очередь, перемены порождают новую волну народных выступлений и общественного брожения. Так это и произошло в ходе реформ 60 — 70-х гг. После отмены крепостного права поднялась невиданная волна крестьянских выступлений. В январе — феврале 1861 г. до объявления реформы было 15 выступлений, в марте их уже было 449, в апреле — 472, а всего за год — 1889. В России начало развиваться революционное народническое движение. В дво-рянско-помещичьих кругах складывались либерально-конституционные группировки. Вместе с тем росла реакционная оппозиция. На протяжении двух десятилетий после отмены крепостного права в общественном движении России отмечались периоды подъема и спада. К концу 70-х гг. своего апогея достигла террористическая деятельность народников.
Александр II с разных сторон испытывал жесткую критику и политическое давление. Одни утверждали, что волна общественного возбуждения связана с незавершенностью реформ, их недостаточной радикальностью. Другие, наоборот, заявляли, что все происходит от реформ и успокоение общества может быть достигнуто только путем возврата к старым порядкам.
Исчерпав традиционные способы умиротворения общества, Александр II в начале 1880 г. создал Верховную распорядительную комиссию во главе с одним из героев русско-турецкой войны — генералом М. Т. Лорис-Меликовым. Впервые в истории России возник режим диктатуры. Глава Верховной распорядительной комиссии, диктатор, получил право издавать указы не за подписью императора, а от своего имени. К чести Лорис-Меликова нужно отметить, что он не злоупотреблял этим своим правом.
Диктатура Лорис-Меликова была весьма своеобразным явлением. Антидемократическая по своей природе, она была направлена на демократизацию России. Как умеренный либерал, Лорис-Меликов стремился к расширению прав земств, развитию органов городского самоуправления. Он облегчил правила печати, ликвидировал ненавистное Третье отделение, отменил непопулярный в народе соляной налог, разрешил студенчеству создавать свои организации, выпустил из тюрем лиц, которые совершили малозначительные политические проступки. Центральным событием должен был явиться созыв представителей земств как правительственного органа государства. Это был непосредственный шаг к введению парламентаризма в России. Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликова о созыве представителей земств. Но ему не суждено было осуществиться.
Спустя несколько часов после этого на набережной Екатерининского канала Александр II был убит народовольцами. Это стало трагедией для России и крахом народовольцев. В результате гибели Александра страна так и не получила долгожданного продолжения реформ. Реакционные круги торжествовали — вот к чему ведет либерализм. Гибель Александра II явилась трагедией и для Лорис-Меликова. «Мягкая» диктатура провалилась, а сам диктатор был вынужден уйти в отставку и уехать за границу. Так завершился двадцатилетний период реформ, его сменили контрреформы Александра III (см. Александр III и контрреформы 80 — 90-х гг. 19 в.).