Александр I (годы царствования 1801 — 1825; далее даты, стоящие после имен царствующих особ, означают годы правления) занял престол достаточно рано, в возрасте 23 лет. Однако, в отличие от других российских монархов, он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник — протоиерей А. А. Самборский и швейцарский просветитель Ф. Лагарп. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему.
Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из ссылок, многие другие восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание «Негласного комитета», в состав которого входили молодые друзья императора — Н. Н. Новосильцев, А. Чарторынский, П. А. Строганов и В. П. Кочубей. Комитет не имел статуса официального государственного органа, но на него возлагалась задача составления проекта реформ в России, подготовки законопроектов. Члены «Негласного комитета» были людьми образованными, способными оценить свежую мысль, высказать полезные идеи, но систематический труд был не для них. Поэтому в качестве исполнителя общего замысла реформ был привлечен тогда еще малоизвестный М. М. Сперанский (1772 — 1839), который постепенно стал ключевой фигурой при подготовке проектов.
Александр I. Русский император (1801 — 1825), прозванный Благословенным. Портрет работы Д. И. Евреинова.
Особенно значение Сперанского возросло с 1807 г., когда распался «Негласный комитет». Впоследствии из членов комитета лишь Кочубей играл видную государственную роль как при Александре I, так и при Николае I. Придерживаясь либеральных взглядов, Кочубей проявлял большую государственную мудрость. Неуклонно проводя либеральный курс, он мастерски мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему людей для дальнейших действий. При тесном взаимодействии Сперанского и Кочубея были проведены почти все реформы первых лет царствования Александра I.
Вершиной политического творчества Сперанского стал конституционный проект 1809 г. под названием «Введение к уложению государственных законов». Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу выборной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т. е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная Сперанским правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в начале 20 в. Сперанскому и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены в 1802 г., но первоначально они мало что изменили, так как сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Только после появления общего плана Сперанского в 1811 г. министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.
Следующим шагом в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось 1 января 1810 г. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный совет просуществовал до 1917 г. В честь его столетнего юбилея художник И. Е. Репин написал свою знаменитую картину «Торжественное заседание Государственного Совета».
Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть старейший государственный орган — Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью.
Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ 1803 г. о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять их землей. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в другом: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Не случайно поэтому в 1861 г. в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах (см. Александр II и реформы 60 —- 70-х гг. 19 в.). В первой четверти 19 в. были осуществлены ограничения крепостничества: прекратились раздачи имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли.
Михаил Михайлович Сперанский (1772 — 1839) — русский государственный деятель, автор нескольких проектов государственных реформ. Под его руководством были составлены Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, Свод законов Российской империи в 15 томах. Литография Ворелля.
Произошли изменения и в системе образования. В селах начали открываться приходские школы, в уездах — уездные училища, в губерниях — гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. В 1810 г. в Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого был А. С. Пушкин.
Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации. С участием того же Сперанского были проведены ревизии ряда губерний и создана новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам протеста и даже вооруженной борьбе, как, например, на Кавказе.
В особом положении находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным монархом. В политическом отношении провозглашение конституций имело большое значение. Они порождали в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался.
Вслед за польской конституцией 1815 г. Александр I сделал публичное заявление о введении российской конституции «наподобие польской». В 1818 г. близкий к Александру I H. Н. Новосильцев, служивший в это время в Польше, получил указание составить проект российской конституции. Опираясь на политические сочинения Сперанского, конституцию Царства Польского и другие европейские конституционные акты, в канцелярии Новосильцева составили конституционный проект под названием «Государственная уставная грамота русскому народу». В нем развивались принципы политической свободы, народного представительства и правопорядка. Особенностью проекта Новосильцева было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал «Введению к уложению...» Сперанского, пытаясь совместить несрвместимое. Несмотря на крайне умеренный либерализм «Государственной уставной грамоты...», от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь ее на свет. В 1830 г. вспыхнуло восстание в Польше, и в руках повстанцев оказались имперские документы, в том числе и «Государственная уставная грамота...». В результате она была опубликована повстанцами как акция политического сочувствия русскому народу.
Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походов русской армии значение России и лично Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса 1815 г. по инициативе русского императора был создан Священный союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акция воспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.
Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к началу 20-х гг. оказался забыт. К числу нововведений могут быть отнесены действия А. А. Аракчеева по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили явно феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещенной монархии (см. Аракчеевщина).
Сам Александр I сильно изменился. Он тяготился своим положением монарха, отказался от развлечений, много путешествовал по России. В Санкт-Петербурге и во время поездок он вел продолжительные беседы с духовенством, очень интересовался жизнью затворников, встречался даже со знаменитым отшельником Серафимом Саровским. Неожиданная кончина Александра I в Таганроге породила тяжелый династический кризис, ускорив выступление декабристов.